2025-08-12
Выживание в сфере моды(Fashion survival)
Испанский сектор моды, включающий производство одежды, обуви и кожи, в этом году боролся за выживание. В первые шесть месяцев 2025 года продажи одежды, обуви и аксессуаров выросли помесячно только в феврале (на 1,6%). По данным Испанской ассоциации торговли текстилем, аксессуарами и кожей (Acotex), оборот продаж модной одежды за первые шесть месяцев 2025 года на 2,56% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
По данным Национального института статистики (INE), оборот испанской кожевенно-обувной промышленности вновь значительно снизился в мае, при этом сектор остался в убытке после резкого спада в апреле. Индекс оборота (NTI) для этого сектора снизился на 9% в мае по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, но вырос на 0,9% по сравнению с апрелем этого года (revistadelcalzado.com).
Затем продажи модной одежды в июне оказались «не очень хорошими», упав на 2,2% в годовом исчислении, в результате чего общее годовое падение составило 2,56%. Это было связано с «высокой температурой, которая не способствовала шопингу», – заявили в Acotex, напомнив, что покупатели также ждут скидок. Учитывая эти показатели, бизнес-организация подчеркивает, что они полны оптимизма, поскольку отсутствие сезонных распродаж означает наличие большого количества товаров на складе, поэтому широкий ассортимент товаров будет доступен с хорошими скидками (fashionunited.es).
Испанский сектор розничной торговли в целом также находится не в лучшем состоянии, практически не демонстрируя роста. Хотя продажи в январе снизились на 0,9%, ситуация в целом улучшилась: последние данные за апрель и май указывают на рост на 0,5% в обоих месяцах.
Аналитики связывают это с сохраняющейся экономической неопределенностью как внутри страны, так и в мире. Рост процентных ставок, геополитическая нестабильность и опасения по поводу занятости побудили потребителей больше экономить и ограничивать несущественные расходы. Между тем, уровень банкротств в розничной торговле остаётся непропорционально высоким по сравнению с другими секторами услуг, особенно среди независимых магазинов со слабым присутствием в интернете (spanishvida.com).
Что касается электронной коммерции, то здесь ситуация напоминает американские горки. Онлайн-продажи колебались, упав с -2,2% в январе до +4% в феврале и достигнув 1,8% в мае. Тем не менее, продажи в электронной коммерции в целом демонстрируют более высокие результаты, чем в традиционной рознице.
Товары со скидками(Discounted products)
В последние месяцы цены на обувь в Испании оставались стабильными, на несколько процентных пунктов ниже общего уровня потребительской инфляции. Согласно данным Национального института статистики (INE), индекс потребительских цен (ИПЦ) на обувь в Испании вырос на 0,2% в июне (revistadelcalzado.com).
После пика в 2,4% в сентябре 2024 года, инфляция на обувь значительно снизилась, став отрицательной с октября по июнь. В июне наконец-то закончился период «скидок» на обувь, наблюдавшийся в последние месяцы. Более подробный анализ данных INE показывает, что наибольшую инфляцию испытала детская обувь: цены в прошлом месяце выросли на 1,6%. За ней следует мужская обувь, которая подорожала на 0,4%. Цены на женскую обувь, наоборот, упали на 0,4% (revistadelcalzado.com).
Похоже, что одежда всё ещё борется с этим проклятием, и теперь экономика в целом движется в том же направлении. С сентября рост цен замедлился, но сейчас они даже ниже, чем в июне 2024 года. Такая динамика обусловлена главным образом замедлением экономики Испании, которое напрямую коррелирует с инфляцией.
В отчете говорится, что, хотя потребление домохозяйств выросло на 0,4% в первом квартале 2025 года, это представляет собой небольшое замедление по сравнению с 0,8%, зафиксированными в предыдущем квартале. Что еще более важно, реальные объемы потребления продуктов питания снизились на 0,2%, несмотря на стабильные цены. Это говорит о том, что многие испанские домохозяйства продолжают ограничивать расходы или придерживаются более осторожного покупательского поведения (spanishvida.com).
Следовательно, хотя такая низкая инфляция может привлечь потребителей, которые будут считать цены стабильными, а свою покупательную способность – неизменной, она также может указывать на то, что потребители испытывают финансовые ограничения и, следовательно, не тратят достаточно средств для стимулирования экономического роста.
Негативные прогнозы(Negative projections)
Испанская экономика в настоящее время демонстрирует исключительно хорошие результаты в европейском контексте. Однако ожидается, что в ближайшие месяцы рост замедлится из-за растущей глобальной геополитической и финансовой неопределенности, а также внутренних структурных проблем, таких как сложная ситуация на рынке жилья, высокий государственный дефицит и более низкий, чем в среднем по Европе, уровень конкурентоспособности.
Вот некоторые из основных выводов Экономического и финансового отчёта Esade, подготовленного Тони Рольданом, директором EsadeEcPol и опубликованного совместно с Banco Sabadell.
Тем не менее, доверие розничных продавцов несколько растёт, что может оказать положительное влияние, поскольку ритейлеры становятся более оптимистичными в отношении будущего экономики.
С начала года Испания импортировала в общей сложности 160 миллионов пар обуви на общую сумму 2,1 миллиарда евро, что на 2,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако импорт в апреле и мае снизился по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года, вероятно, из-за снижения продаж в этот период. Китай, Вьетнам и Индонезия заняли три лидирующих позиции по поставкам обуви в Испанию, на долю которых пришлось 75,8% испанского импорта по объёму и 58,8% по стоимости (shoeintelligence.com).
Рост продаж обычно коррелирует с ростом импорта в последующие месяцы. Однако, учитывая отрицательный рост продаж на этот раз, негативные прогнозы неизбежны. В условиях падения цен и замедления продаж ритейлерам остаётся лишь надеяться на то, что тенденция изменится, и будущее будет выглядеть более светлым.