Розничная торговля в Великобритании: появляются признаки замедления

 Розничная торговля в Великобритании: появляются признаки замедления 

2025-08-19

wf2025510834p

После многообещающего начала года в секторе розничной торговли Великобритании наблюдаются признаки замедления. Продажи текстиля, одежды и обуви (TCF), демонстрирующие стабильный рост в годовом исчислении в первые месяцы 2025 года, теперь начали снижаться, отражая общее снижение показателей розничной торговли. Онлайн-продажи характеризуются высокой волатильностью, при этом категории TCF особенно чувствительны к изменениям потребительских настроений. Между тем, рост инфляции и снижение потребительской уверенности оказывают понижательное давление на расходы, и снижение продаж предполагает, что импорт может последовать этой тенденции.

Спад(Downhill)
Продажи модной одежды в Великобритании в этом году стартовали уверенно, демонстрируя ежемесячный рост по сравнению с предыдущим годом. Однако в мае ситуация полностью изменилась: продажи пошли вниз. После пика в 6,1% в апреле продажи текстиля, одежды и обуви в мае снизились на 0,1%, что противоречит росту на 1,9% в том же месяце прошлого года.

Реальность такова, что сектор моды не одинок в этом. Общий объем розничных продаж в 2025 году демонстрировал схожую динамику. После выхода на положительный уровень в феврале розничные продажи в Великобритании снова ушли в минус, снизившись на 3,4% в мае по сравнению с прошлым годом.

В середине июля Хелен Дикинсон, генеральный директор Британского консорциума розничной торговли (BRC), заявила: «Розничные продажи в июне выросли, причем как продовольственные, так и непродовольственные товары показали хорошие результаты. Резкое повышение температуры привело к росту продаж электрических вентиляторов, в то время как продажи спортивного и развлекательного инвентаря подстегнули как погода, так и начало Уимблдонского турнира. Продажи продуктов питания оставались высокими, хотя это отчасти было обусловлено инфляцией цен на продукты питания (…).

Однако «перспективы не так уж и радужные: ритейлеры внимательно следят за правительством, чтобы узнать подробности предстоящей реформы налоговых ставок для предприятий». «Если правительство включит магазины в свой новый более высокий порог, то многим ритейлерам придется пересмотреть свои инвестиционные планы. Закрытие крупных магазинов нанесет ущерб местным сообществам, которые они поддерживают, что приведет к потере рабочих мест и снижению посещаемости обслуживаемого ими района», — предупредила она (brc.org.uk).

wf202531692141629

Онлайн-мода испытывает давление(Online fashion feels the pressure)
Онлайн-продажи в Великобритании — это своего рода американские горки, и 2025 год не избежит этого, поскольку сектор испытывает значительные колебания и непредсказуемые тенденции. Год начался хорошо: в апреле онлайн-продажи выросли на 6,7% в годовом исчислении. Однако вскоре в мае этот показатель снизился до -2,6%.

Поскольку продажи текстиля, одежды и обуви оказывают значительное и устойчивое влияние на общий объем онлайн-покупок (в среднем 28,1% от общего объема онлайн-продаж за последние 12 месяцев), ожидается, что темпы их роста будут отражать общую динамику онлайн-продаж. После достижения годового роста в 9,2% в марте, онлайн-продажи TCF в мае снизились на 8,1%, двигаясь в противоположном направлении.

Оливер Вернон-Харкорт, партнёр и руководитель отдела розничной торговли компании Deloitte, прокомментировал: «В целом потребительские расходы в последние месяцы были более волатильными, демонстрируя как положительные, так и отрицательные тенденции. Потребители сохраняют осторожность, несомненно, из-за влияния сохраняющейся инфляции цен на продукты питания и высоких цен на энергоносители. Поскольку спрос на дорогостоящие товары, такие как бытовая техника, электротовары и мебель, во втором квартале оставался низким, потребители также стали меньше тратить на товары первой необходимости, отдавая приоритет сбережению и тратя располагаемые средства на отдых и питание вне дома» (deloitte.com).

wf202531706811629

Углубляемся в детали(Diving deeper)
После периода восстановления, завершившегося в сентябре 2024 года, инфляция в британской экономике продолжает расти, и первые два квартала 2025 года не стали исключением. Год начался с уровня инфляции в 3,9% в январе, но последние данные за июнь показывают, что он вырос до 4,1%, что затрудняет прогнозирование будущих расходов потребителей.

«Несмотря на жёсткую конкуренцию между розничными торговцами, инфляция в розничной торговле неуклонно росла в течение последних девяти месяцев в результате последнего бюджета канцлера, который значительно увеличил расходы на рабочую силу. Дальнейшее повышение налогов, которое ударит по розничной торговле в следующем бюджете, вероятно, подстегнет инфляцию, поскольку розничные торговцы будут вынуждены повышать цены», — предупреждает Хелен Дикинсон, генеральный директор BRC (brc.org.uk).

С другой стороны, обувной сектор столкнулся с противоположным явлением — дефляцией. Цены на обувь снижались в годовом исчислении с июня 2024 года, но, казалось, инфляция шла к положительной, пока в марте 2025 года не достигла 0%. Однако с апреля ситуация, похоже, ухудшилась. В этом месяце инфляция на обувь составила минус 2,8%, что является самым низким показателем за последние два года, а это означает, что цены достигли исторического минимума за последние два года. Несмотря на более низкий показатель, последний показатель за июнь всё же показал инфляцию в 2%.

Кроме того, потребительская уверенность снизилась на 2,6 процентных пункта во втором квартале 2025 года, что представляет собой первое заметное снижение уверенности с октября 2022 года, когда инфляция достигла самого высокого уровня за 40 лет, и самый низкий уровень уверенности с первого квартала 2024 года.

wf202531714701629

Негативные ожидания(Negative expectations)
В последние два месяца 2024 года импорт обуви в Великобританию значительно снизился, но в начале 2025 года ситуация начала восстанавливаться, причём рост наблюдался в первые три месяца года.

С начала года британская экономика импортировала в общей сложности 70,8 млн пар обуви на сумму 1,7 млрд долларов. В настоящее время стоимость импорта снизилась на 9,9%, но объём увеличился на 1,3%, что привело к снижению средней цены импорта за пару. Это может объяснить значительную дефляцию цен на обувь в этом году. Несмотря на рост продаж на рынке TCF, импорт возвращался; однако теперь, когда розничные продажи этих товаров снижаются, ожидания роста импорта отрицательные.

Томас Пью, главный экономист налоговой консалтинговой компании RSM UK, прокомментировал: «Если заглянуть в будущее, второй квартал будет выглядеть значительно хуже первого, поскольку есть определённая отдача от деятельности, направленной на уклонение от уплаты налогов и пошлин. Главный вопрос сейчас заключается в том, является ли недавняя серия слабых данных по розничным продажам и занятости разовым явлением, вызванным первоначальным шоком от повышения налогов и пошлин, или это начало новой тенденции» (independent.co.uk).

wf202531724031629
Главная
Продукция
О Нас
Контакты

Пожалуйста, оставьте нам сообщение